economicus.ru


Деловая игра "Доходное производство"
Автор Б.А.Райзберг
Цели игры - ознакомить участников на условном примере с процессом производства и обмена продукцией и получения на этой основе дохода, помочь участникам освоить элементарные балансовые расчеты, развивать у участников аналитическое мышление, навыки предпринимательской деятельности и коммуникативные способности.
  1. Содержание игры.
  2. Ход игры.
Примечания:
  • Особенность этой игры в том, что количество производственных циклов в ней не ограничено заранее заданным пределом. Каждый раз участники начинают игру или заново, получая первоначальный капитал в соответствии с таблицей распределения, или с тем капиталом, который остался после предшествующей игры согласно остаточной ведомости.
  • Если кто-то из участников длительное время не производит ни одного товара, координатор вправе оштрафовать его за нерациональное использование имеющихся ресурсов.
  • Участники, сумевшие в течение одной игры организовать 10 или более производственных циклов, могут поощряться координатором путем выдачи премии.

Ход игры.
Собственно игра состоит в рыночной торговле ресурсами производства и условном производстве из ресурсов товара, который можно выгодно продать или обменять на ресурсы для нового производства. Таким образом, каждый участник игры выступает одновременно в роли покупателя необходимых и недостающих ему ресурсов для организации собственного производства и продавцом уже произведенного товара, нужного другим в качестве ресурсов. Об условиях сделки купли- продажи, о цене на тот или иной товар участники договариваются самостоятельно. Вполне возможен и бартерный обмен, если он устраивает обоих участников сделки.
Первоначально участники могут ориентироваться на рекомендованные выше ориентиры, но реальная торговля осуществляется по рыночным ценам, которые могут значительно отклоняться от ориентиров.
Каждый участник имеет право свободно переключиться с одного вида производства на другой, например, с производства оборудования на производство продовольствия. Для этого надо набрать комбинацию необходимых ресурсов (карточек), покупая их на рынке или обмениваясь ими с другими участниками.
Как только участник набрал необходимое количество ресурсов для производства продовольствия, оборудования или топлива, он сдает карточки координатору игры или в специально созданный производственный отдел в лице одного из освобожденных участников игры. Взамен ему выдаются карточки на произведенную продукцию в количестве, соответствующем выбранному виду производства и указанном в "Информационной карте"
Производственный отдел как бы превращает ресурсы в конечную продукцию и передает их обладателю ресурсов. Например, участник, торгуя и обмениваясь своими ресурсами, набрал 2 единицы оборудования, 3 единицы топлива и 4 единицы продовольствия. Согласно "Информационной карте", это дает возможность выпустить 7 единиц оборудования. Производственный отдел выдает этому участнику в виде карточек 7 единиц оборудования, при этом все ресурсы, которые он затратил, изымаются производственным отделом.
В процессе производства и торгов возможно как и возникновение дефицита отдельных видов продукции, так и затоваривание ими. Например, если большинство участников решает заняться производством оборудования, то очень скоро рынок переполнится им, в то же время будет не хватать продовольствия или топлива. В этом случае цена на оборудование неизбежно упадет, а на недостающие товары - возрастет. Так проявляется действие реального рыночного механизма спроса и предложения на товары.
В зависимости от сложившейся ситуации происходит перелив капитала из одной отрасли в другую, так как участники стремятся организовать производство товара, цена на который в данный момент значительно выше, чем на другие товары.
В игре возможно наступление "экономического кризиса", когда у всех участников не окажется необходимого количества какого-либо товара для организации производства, например, на рынке товаров исчезло продовольствие, а оно необходимо для любого производства. Продолжение игры становится невозможным. В этом случае преподаватель (производственный отдел) продает недостающий ресурс по установленной им цене, либо устраивает аукцион по продаже недостающего вида ресурсов, на который устанавливается аукционная цена.
В ходе игры возможно создание фирм с целью объединения капиталов и ресурсов участников. Желательно, чтобы в фирме было не более трех участников, иначе количество фирм станет небольшим, а это сократит конкуренцию и нарушит действие рыночного механизма. Координатор следит за соблюдением "антимонопольного законодательства", а в случае обнаружения монополий штрафует их сотрудников или даже закрывает их объединения. В таком случае "штрафники" могут продолжать игру индивидуально, предварительно уплатив штраф. Участники, объединившись в фирму, после завершения игры делят полученный капитал между собой.
Игра может быть прекращена в любое время, после чего подводятся итоги. Результат каждого участника определяется общей стоимостью ресурсов и денег, имеющихся у него в момент прекращения игры. Участники подсчитывают наличные деньги и определяют стоимость имеющихся у них ресурсов по ценам - ориентирам. Полученная в итоге сумма, итоговый денежный капитал и есть окончательный результат деятельности фирм.
Итоги игры фиксируются в остаточной ведомости следующего вида:
Остаточная ведомость Итоговый
капитал,
монеты
ФИО
участника
Наличные
деньги,
монеты
Натуральные ресурсы, единицы
Оборудование Топливо Продовольствие
1.     
2.     
3.     
4.     
Заполнение такой ведомости способствует закреплению навыков составления и ведения отчетной документации.

-


+