Экономический практикум "Предложение".
Артамонова Любовь Михайловна,
Основные концепции:
- Предложение
- Величина предложения
- Рынок
- Затраты, расходы, издержки
- Цена
- Прибыль
Краткий конспект теоретического материала.
Цели урока
Описание урока
Процедура проведения урока
ТЕСТ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Процедура проведения урока.
- Напомните учащимся, что люди и фирмы в экономике играют разные роли: покупателей, потребителей, производителей и продавцов. Попросите объяснить, в чем отличие покупателя и потребителя, что такое спрос, величина спроса, что меняет величину спроса и отчего изменится спрос.
- Напомните, что фирма заинтересована в получении прибыли, которая рассчитывается как разница между общей выручкой и общими затратами.
- Скажите учащимся, что сегодня на уроке они будут выполнять упражнение "Все хот - доги хороши - выбирай на вкус!". В процессе игры будет создано несколько фирм, производящих одинаковые хот-доги и стремящихся выйти на рынок. Фирма должна, используя всю имеющуюся информацию, принять решение о величине необходимых затрат на производство одного хот-дога. Затраты фирмы будут зависеть от расходов на сырьё, оборудование и заработную плату. Задача фирмы обосновать цену хот-дога, учитывая, что покупатели покупают больше по низким ценам, но фирма понесет убытки, если цена будет меньше затрат.
- Разделите учеников на команды по 4 человека. Каждая команда - это фирма, производящая хот-доги. Предложите командам придумать название своей фирме и выбрать капитана - эксперта фирмы. Запишите названия фирм на доске. Раздайте командам описание упражнения (материал N 1). Изучите с учениками правила.
- Раздайте командам материал N 2
- Обсудите, отчего зависит величина расходов (выбор ингредиентов хот-дога, месторасположения киоска, решение о выплате прибыли и заработной платы). Напомните, что издержки производства - это сумма всех расходов, величина, ниже которой фирма не может назначать цену.
- Дайте фирмам время на то, чтобы обсудить величину своих расходов. Пригласите фирмы по очереди приклеить к доске дорожки своих расходов.
- Пригласите экспертов измерить свои расходы при помощи ЦЕНОМЕТРА. Напомните, что цена деления =1коп. Результаты измерения запишите на доске.
- Обсудите, почему у некоторых фирм затраты на производство одного хот-дога равные (3.00=2х5+2х6+8; 3.00=5х6), разные (минимальные 2.50=5х5; максимальные 4.00=5х8).
- Спросите, какие фирмы готовы продавать по минимальной цене 2.50? Подсчитайте и запишите эту цену и количество фирм на доске в двух колонках. Объявите следующую цену (по возрастанию). Спросите, кто готов продавать по этой цене, помогите ученикам понять, что желавшие продавать по минимальной цене готовы продать и по более высокой цене. Продолжите заполнение таблицы. Обсудите тот факт, что по максимальной цене все фирмы готовы продавать свою продукцию.
- Предложите классу построить кривую, отражающую готовность фирм продавать свою продукцию при каждой цене.
- Спросите, какими должны быть цены, чтобы побуждать производителей увеличивать предложение товара
- Предложите классу дать определение предложения, величины предложения, шкалы и кривой предложения, сформулировать закон предложения по аналогии со спросом и опираясь на полученные таблицу и рисунок. Дайте ученикам время на запись закона предложения в тетрадь.
- Объявите, что в городе вводится налог на каждый произведенный хот-дог. Раздайте каждой фирме по белому квадрату. Спросите, как повлияет этот налог на расходы? Что произойдет с дорожкой расходов?
- Попросите представителя каждой фирмы изменить свою дорожку, а эксперта измерить и записать результат.
- Спросите, что произошло с расходными дорожками ( они удлинились), что произошло с величинами затрат( выросли)
- Проиграйте 10-й и 11-й шаги. Сравните показания новой и старой шкал предложения, спросите, что произошло с величиной предложения при каждой цене? (уменьшилась). Сравните положение старой и новой кривой предложения. Убедитесь, что все увидели сдвиг вверх.
- Объявите, что произошло изменение технологии изготовления хот-догов. Ножницами отрежьте примерно равные части от прямоугольников одного цвета на расходных дорожках каждой фирмы (например, по новой технологии меньше включаем печку, меньше тратим электричества - режем синий прямоугольник). Пригласите экспертов измерить длину расходной дорожки и записать результат.
- Снова пройдите шаги 10-й и 11-й. Что произошло с предложением? Как сдвинулась кривая предложения?
- Обсудите с классом ситуацию, смоделированную в упражнении.. (Увеличение затрат уменьшало предложение, и наоборот. При уменьшении предложения кривая предложения сдвигалась вверх-влево, а при увеличении кривая сдвигалась вправо-вниз.) Проверьте понимание, задавая каждой фирме вопрос типа: что произойдет с предложением хот-догов, если вырастет арендная плата за киоск ( подешевеет булочка.., повысится зарплата продавщицы и т.д.). Если необходимо, пройдите шаги 10-й и 11-й еще раз.
- В заключении спросите учащихся, что такое предложение? Какая связь между ценой и количеством предлагаемого товара? от чего зависит изменение предложения?
Оценка: Ученики работают дома с периодикой, выбирают газетную или журнальную статью, содержащую информацию о предложении, о величине предложения при данной цене или о неценовых факторах, влияющих на предложение. Выделяют главное, исправляют, если необходимо ошибки журналистов при использовании терминов предложение и величина предложения. Оформляют информацию, содержащуюся в статье, в виде таблицы из трех колонок: РЫНОК. СОБЫТИЕ. СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Готовят выступление к следующему уроку. |