economicus.ru


Книжная фабрика (производительность труда, разделение труда, капиталовложения)
Л.Б Азимов, Е.В.Журавская

ХОД ЗАНЯТИЯ:
  1. В начале урока вспомните со школьниками концепцию ограниченности ресурсов. Обратите их внимание на то, каким образом люди учитывают факт ограниченности ресурсов в своей экономической деятельности. Обсудите, почему в бизнесе люди всегда стараются добиться наибольшей отдачи от наименьшего количества ресурсов: предложите школьникам доказать (или опровергнуть) эту мысль на примерах.
  2. Объявите школьникам, что они будут играть в деловую игру "Книжная фабрика". Разделите класс на группы по 4-5 человек. Каждая из групп представляет собой издательскую компанию и должна выбрать название фирмы.
  3. Объясните, что цель созданных компаний - изготовление максимального количества книжек. При этом по окончании каждого периода игры (продолжительностью 3 мин.) учитывается только готовая качественная продукция, оставшиеся же полуфабрикаты изымаются.
  4. Объясните школьникам технологию изготовления книжки, продемонстрируйте ее: сложив лист бумаги пополам, разорвите его по сгибу, сложив еще раз, вновь разорвите. Сложив в третий раз получившиеся 8 листков, получаем 16-страничную книжку. Необходимо пронумеровать все четные внутренние страницы (со второй по четырнадцатую), на обложке написать название компании и скрепить страницы скрепкой.
  5. Попросите школьников убрать все вещи со столов, раздайте им бумагу и скрепки, предложите каждому попробовать изготовить книжку самостоятельно. Убедитесь, что все учащиеся поняли задание. Раздайте каждой группе приложение 4-1, объясните, каким образом ведется учет результатов производства. Соберите сделанные образцы.
  6. Объявите начало первого этапа производства. На этом этапе все школьники производят книжки самостоятельно от начала до конца, специализация отсутствует. При этом на каждую компанию приходится только по одной ручке
    По истечении трех минут производство прекращается; проверьте качество изготовленных книг, соответствие технологическим требованиям (эту работу можно поручить также предварительно выбранным в каждой компании контролерам качества, направляя их на проверку конкурирующих компаний). После подсчета результатов вся произведенная продукция и полуфабрикаты собираются. Предложите школьникам заполнить таблицу для подсчета производительности труда, проверьте правильность ее заполнения.
  7. Объявите начало второго этапа производства. На этом этапе школьники самостоятельно организуют производственный процесс (делят его на операции, специализируются на выполнении одной-двух операций). Количество ручек при этом не меняется. По истечении трех минут проведите те же процедуры контроля и подсчета результатов, что и на первом этапе.
  8. На третьем этапе компании получают возможность использовать столько ручек, сколько они сочтут необходимым для более эффективной организации производства. Напомните школьникам, что стоимость каждой ручки (50 рублей) входит в суммарную стоимость производства. (В данной игре ручки олицетворяют капитальные ресурсы (машины и оборудование), которые использует фирма).
  9. На четвертом этапе добавляется возможность сократить численность работающих в компании, если играющие приходят к выводу, что в ее составе больше работников, чем это необходимо для достижения максимальной производительности. Уволенные работники могут либо объединяться в новые компании, либо наняться на работу в компанию, испытывающую затруднения с рабочей силой.
  10. Игра может включать в себя ещё один-два этапа, на каждом из которых добавляются какие-либо новые условия (защита окружающей среды - контроль количества отходов производства; частичная занятость работников - сокращение рабочего времени для части работников и т.д.) В конце каждого этапа не забывайте проводить подсчет результатов.
  11. Предложите школьникам проанализировать результаты деятельности их книжных фабрик. Обратите внимание на методы оценки производительности, использованные в ходе игры. Дайте общее определение производительности как отношения количества произведенных благ к количеству использованных ресурсов. (В данной игре речь идет о производительности труда и количество изготовленного продукта соотносят с общим количеством затраченного на производство книжек рабочего времени).

-


+