economicus.ru


Деловая экономическая игра "Геологическая дилемма" (Ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость, проблема выбора)
Л.Б Азимов, Е.В. Журавская.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
  1. Начните урок с того, что общая мощность всех существующих энергетических источников неизвестна, поступление же энергии для обеспечения жизнедеятельности общества строго ограничено. Задайте вопрос, с чем связаны эти ограничения. В ходе совместного обсуждения постарайтесь добиться понимания следующего факта: реальное предложение энергии, потребности общества в которой постоянно растут, определяется не ее запасами (даже разведанными), а тем количеством, которое производители хотят и могут выставить на продажу (поставить на рынок).
  2. Расскажите школьникам, что для иллюстрации идей, сформулированных в ходе предварительного обсуждения, будет проведена деловая игра "Геологическая дилемма".
    Не ищите специального помещения для этой игры. Проводите ее в классной комнате на полу, где часть бусин (конфетти) может быть "спрятана" или "утеряна".
    Если вы будете повторно проводить игру с другими классами в том же помещении, то вам потребуется лишь разбросать обнаруженные -"добытые"- бусины (конфетти), так как те, что потерялись в первой игре, еще не были обнаружены или добыты. Неполное знание объема всех имеющихся ресурсов - это факт, с которым человечество реально должно считаться в процессе решения энергетической проблемы.
  3. Разделите класс на 4 команды. Каждая команда будет искать бусины (конфетти) одного цвета. Иными словами, каждая команда представляет собой компанию по преимущественной добыче одного из энергетических ресурсов.
  4. Разбросайте бусины (конфетти) по классу. Обратите внимание школьников на то, что точное количество "источников энергии" неизвестно, но зато известна пропорция между ними (50:35:10:5).
  5. Вы можете заранее определить число раундов игры. Рационально проводить не менее двух-трех одноминутных раундов, в течение которых компании будут собирать (добывать) энергоресурсы.
  6. Еще раз напомните компаниям, что их конкретная цель - добыть максимальное количество бусин-ресурсов соответствующего цвета.
  7. Начинайте первый раунд игры. Замечание: если какая-либо команда станет собирать бусины (конфетти) разных цветов или использовать приспособления (лист бумаги, щетку и т.п.), воздержитесь от вмешательства или комментариев.
  8. Через минуту поиски прекращаются. Подведите итоги раунда: предложите командам разложить бусины (конфетти) по цветам и подсчитать количество приоритетного для них ресурса, т.е. бусин (конфетти) "своего" цвета. Выпишите результаты на доске.
  9. Проведите запланированное число раундов и подведите итоги.

-


+