Деловая экономическая игра "Геологическая дилемма" (Ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость, проблема выбора)
Л.Б Азимов, Е.В. Журавская.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Начните урок с того, что общая мощность всех существующих энергетических источников неизвестна, поступление же энергии для обеспечения жизнедеятельности общества строго ограничено. Задайте вопрос, с чем связаны эти ограничения. В ходе совместного обсуждения постарайтесь добиться понимания следующего факта: реальное предложение энергии, потребности общества в которой постоянно растут, определяется не ее запасами (даже разведанными), а тем количеством, которое производители хотят и могут выставить на продажу (поставить на рынок).
- Расскажите школьникам, что для иллюстрации идей, сформулированных в ходе предварительного обсуждения, будет проведена деловая игра "Геологическая дилемма".
Не ищите специального помещения для этой игры. Проводите ее в классной комнате на полу, где часть бусин (конфетти) может быть "спрятана" или "утеряна".
Если вы будете повторно проводить игру с другими классами в том же помещении, то вам потребуется лишь разбросать обнаруженные -"добытые"- бусины (конфетти), так как те, что потерялись в первой игре, еще не были обнаружены или добыты. Неполное знание объема всех имеющихся ресурсов - это факт, с которым человечество реально должно считаться в процессе решения энергетической проблемы.
- Разделите класс на 4 команды. Каждая команда будет искать бусины (конфетти) одного цвета. Иными словами, каждая команда представляет собой компанию по преимущественной добыче одного из энергетических ресурсов.
- Разбросайте бусины (конфетти) по классу. Обратите внимание школьников на то, что точное количество "источников энергии" неизвестно, но зато известна пропорция между ними (50:35:10:5).
- Вы можете заранее определить число раундов игры. Рационально проводить не менее двух-трех одноминутных раундов, в течение которых компании будут собирать (добывать) энергоресурсы.
- Еще раз напомните компаниям, что их конкретная цель - добыть максимальное количество бусин-ресурсов соответствующего цвета.
- Начинайте первый раунд игры. Замечание: если какая-либо команда станет собирать бусины (конфетти) разных цветов или использовать приспособления (лист бумаги, щетку и т.п.), воздержитесь от вмешательства или комментариев.
- Через минуту поиски прекращаются. Подведите итоги раунда: предложите командам разложить бусины (конфетти) по цветам и подсчитать количество приоритетного для них ресурса, т.е. бусин (конфетти) "своего" цвета. Выпишите результаты на доске.
- Проведите запланированное число раундов и подведите итоги.
|