economicus.ru


Деловая экономическая игра "Геологическая дилемма" (Ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость, проблема выбора)
Л.Б Азимов, Е.В. Журавская.

ОБСУЖДЕНИЕ:
  1. 1. Начните обсуждение с наиболее наглядных фактов. Поставьте учащимся ряд вопросов: "Какие источники энергии легче было обнаружить?" "Какие труднее?" "Почему?" "Какие обобщения можно сделать, анализируя добычу компаний?" Очевидно, количество обнаруженного угля (черные бусины) и обнаруженной нефти (голубые) превысит остальные виды, что связано с меньшей альтернативной стоимостью их добычи. Замечание: в отличие от других игр, предлагаемых в пособии, в "Геологической дилемме" не выявляются победители, так как количества каждого из источников энергии по условию неравны.
  2. Обсудите, какие производственные ресурсы были задействованы при поиске и добыче энергоносителей. Вероятно, в первую очередь школьники назовут трудовые ресурсы. Попросите их привести конкретные примеры.
    Обратите внимание на возможность использования различных приспособлений при добыче энергоресурсов (щетка, лист бумаги и пр.). Если никто из играющих не применял таких приспособлений, выясните, какие технические усовершенствования могли бы быть использованы в данном процессе (как игровом, так и реальном).
    Обсудите, каким образом использовались в ходе игры природные ресурсы. (Своеобразие игры в том, что в ней нефть, уголь и т.д. выступают и как природный ресурс, и как результат (продукт) процесса добычи).
    Предложите аудитории подумать, кто и как соединяет факторы производства. Попросите учащихся привести конкретные примеры соединения факторов производства и роли предпринимателей в этом процессе.
  3. Возможно, какая-либо из групп собирала не один вид бусин (конфетти). Эти действия были вполне оправданы, ведь на практике энергопроизводители обычно разрабатывают все доступные им источники. Например, нефтяные компании добывают природный газ как попутный.
    Другой причиной является сравнительная оценка фирмами выгод, которые они могут получить в результате своей деятельности. При этом возникает проблема выбора между различными вариантами производства, происходит сравнение затрат и выгод, связанных с каждым из вариантов
  4. Поставьте перед аудиторией следующую проблему: Добыча полезных ископаемых связана с нанесением ущерба окружающей среде (в игре это иллюстрируется сдвинутой мебелью, замусоренным полом и т.п.). Каким образом общество решает эту проблему? (Общество делает выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду, вкладывая средства в природоохранные мероприятия.) Возникает вопрос о величине этих вложений. Как принимаются решения?
    Спросите у учащихся, есть ли среди них желающие участвовать в уборке класса (т.е. в охране окружающей среды). Предложите за каждую собранную бусину (конфетти) оплату, например, в 1 руб. Повышайте цену до тех пор, пока весь класс не захочет помочь. Обсудите, почему в конечном итоге все согласились участвовать.
    Попросите школьников сформулировать возможные варианты решения, стоявшие перед ними. (Например: не собирать мусор; собирать бесплатно; собирать за плату).
    Обсудите критерии оценки рассматриваемых вариантов. (Трудовые затраты; потеря времени; материальная заинтересованность и т.д).
    Занесите варианты решения и критерии их оценки в Сетку Принятия Решений (Материал 1-1). Оцените вместе со школьниками, каким критериям удовлетворяет каждый вариант решения. Если вариант удовлетворяет данному критерию, поставьте в соответствующей клетке плюс, если нет, то минус.
    В данном примере для принятия решения информации недостаточно: требуется дополнить Сетку еще рядом критериев, проясняющих значимость каждого плюса и минуса в оценке вариантов (какова сумма вознаграждения, насколько плотно занято время, как относятся школьники к учителю и пр.) Добавление критериев необходимо до того момента, пока решение-"победитель" не выявится однозначно.
    Попросите учащихся аргументировать принятое ими решение путем сравнительной оценки всех вариантов по единой шкале критериев, сформулированных ранее. В дальнейшем Вы можете использовать данный подход для того, чтобы выработать у школьников навыки принятия обоснованных решений.
    ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ КРИТЕРИИ
    трудовые затраты затраты денег потеря времени материальная заинтересованность благодарность учителя
    не собирать мусор+++--
    собрать бесплатно-+--+
    собрать за плату-+-++
    нанять уборщиков мусора+-+--
    Материал 1-1
    Сетка принятия решений
    Варианты решения критерии
         

-


+