economicus.ru


Различные экономические системы. Урок - практикум.
Л.Б. Азимов, Е.В.Журавская.
Отдельные люди и общество в целом по-разному организуют свою экономическую деятельность, решая задачу удовлетворения неограниченных потребностей при помощи ограниченных ресурсов. Совокупность хозяйственных механизмов, экономических институтов, законов и ценностных ориентиров, определяющих экономическую деятельность людей, представляет собой экономическую систему.
Экономическая система - это способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов: ЧТО (какие товары и услуги) следует производить, КАК их следует производить и как они будут распределяться (КТО будет их потреблять). В самом общем виде можно сформулировать три способа решения этих вопросов обществом: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции) путем отдачи распоряжений и приказов сверху вниз (командными методами); а также с помощью рынка.
Кроме того, любое общество ставит перед собой различные социальные цели. Различные экономические системы уделяют разное внимание достижению каждой из этих целей. В ходе занятия учащиеся определяют приоритеты социальных целей, свойственные каждому из типов экономических систем.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: Экономическая система; Экономические стимулы; Экономические институты.
Типы экономических систем: Традиционная; командная; рыночная; смешанная Общественные цели

ХОД ЗАНЯТИЯ:
  1. Раздайте учащимся материал 2-1. Дайте время на знакомство с текстом. Обсудите отличия между подходами традиционной, командной и рыночной экономик к решению базовых экономических проблем. Обратите внимание на роль экономических стимулов в жизни людей, выясните, каковы эти стимулы и как они действуют в каждой из экономических систем.
  2. Обсудите, какие виды экономических институтов функционируют в рыночной, командной и традиционной системах. Каким образом они связаны с действием экономических стимулов?
  3. Предложите школьникам придумать примеры элементов традиционной, командной и рыночной системы в экономической жизни нашей страны. В качестве вариантов Вы можете предложить им следующие примеры:
    Традиционная экономика
    а. Согласно традиции в родовой общине старейшины получали большее количество произведенного продукта, нежели молодые члены общины, хотя их трудовой вклад был существенно меньше.
    б. При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родителей.
    в. Очень многие жители города Павлово-на-Оке выращивают комнатные лимоны.
    Командная экономика
    а. Установлены ограничения на экспорт стратегических ресурсов и сырья.
    б. В экономике существует система обязательных отчислений в пенсионный фонд.
    в. В период продразверстки крестьяне были обязаны сдавать хлеб государству.
    Рыночная экономика:
    а. Плата за размещение рекламы на телевидении зависит от времени суток, в которое она транслируется в эфире.
    б. Как правило, товары у бабушек, торгующих на улице, дороже, чем в магазине, но дешевле, чем в коммерческих киосках.
    в. При значительном увеличении объема закупки товара продавцы обычно идут на определенные уступки в цене.
  4. Раздайте учащимся Материал 2-2 Дайте время на выполнение задания. После окончания работы предложите школьникам обосновать свой выбор в каждом из случаев.
    Ответы на Задание материала 2-2: 1.Т 2.Р 3.К 4.К 5.Т 6.К

-


+