Деловая экономическая игра "Маркетинговое исследование".
Автор Ромахина Е.Г.
Для школьников 9 - 10 классов.
Цель игры:
- познакомить школьников с такими понятиями маркетинга, как целевой рынок, сегментирование рынка, позиционирование товара, а также с основами рекламной деятельности.
- познакомить с делением рынка на сегменты и научить выбирать целевой сегмент. Требуемое время - 45 минут.
Ход игры:
Расскажите ученикам о трех способах работы компании на рынке (массовый сбыт, дифференцированный сбыт и целевой маркетинг), объясните преимущества целевого маркетинга по сравнению с первыми двумя способами. Приведите примеры. Предложите ученикам подумать какого способа работы на рынке придерживаются известные по всему миру компании и местные предприятия. (10 минут)
Объясните ученикам, что главное в целевом маркетинге -правильно выбрать одну или несколько групп покупателей, ориентируя в дальнейшем именно на нее все маркетинговые мероприятия. Предложите провести такое исследование (пока всем вместе) для какого-нибудь известного товара, например, лимонада известной марки. Предложите начертить в тетрадях круг и разделить его на три части. Это будет основное деление рынка ч" по географическому, демографическому и психографическому признаку. (Психографический признак включает зависимость предпочтений людей от уровня образования, семейных и прочих традиций, религиозности и так далее. Далее, предложите ученикам подумать, какой из признаков будет оказывать влияние на исследуемый вами товар (лимонад). Те признаки, которые, по мнению учеников, будут оказывать влияние, они должны либо заштриховать, либо пометить другим способом. Напомните ребятам, что география - это не только стороны света, но и ресурсы страны, и размер городов, и удаленность от моря и так далее. Правильно будет, если ребята выделят все признаки. Теперь предложите разделить признаки на еще более мелкие части. Для каждого из трех строится свой круг.
Предположим, выбранный демографический признак мы разделяем на: пол, возраст, семейное положение, рождаемость и смертность, здоровье людей, сюда же попадает заработная плата (доход) и так далее. Школьники также заштриховывают те сегменты, которые по их мнению, окажут влияние на спрос и предложение данного товара.
Предположим, из вышеперечисленного ребята выбрали "возраст" и "доход". И для одного, и для другого строится новый круг с делениями. Например "возраст" раскладывается на людей - от 0 до 7 лет, от 7 до 17, от 17 до 23, от 23 до 35 и так далее.
Заштриховывается та возрастная группа, которая будет употреблять, по мнению учеников, наибольшее количество лимонада. Скорее всего, будут заштрихованы две группы - от 7 до 17 и от 17 до 23. Центр этих групп - дети от 10 до 14 лет и будут основными потребителями лимонада. (15 минут)
Обсудите с учениками, как повлияет выявление этой целевой группы на рекламные мероприятия компании, производящей лимонад. Далее, объясните ученикам, что по каждому выделенному сегменту рынка должна быть найдена своя целевая группа. После завершение поиска целевых групп у нас должна сложиться цельное представление о нашем потребителе. (Например: американец или европеец, живущий в крупных городах, в семье с высоким и средним доходом, 10-16 лет). (5 минут).
На доске и в тетрадях учеников записи могут выглядеть таким образом:
рынок=>демографический признак=>возраст
Разделите класс на 5-6 команд. Объясните, что они будут представлять собой аналитические группы, которым предложили заказ на маркетинговое исследование товара. Все команды получают заказ на исследование одинакового товара, большой лист ватмана и цветные маркеры.
Время на исследование - 10 минут. Задача исследования - как можно полнее и четче представить группу нашего предполагаемого потребителя и объяснить, какой должна быть реклама, чтобы наша целевая группа обязательно на нее среагировала. Время на представление своих исследований - 5 минут. Побеждает та команда, которой удалось наиболее полно представить целевую группу потребителей.
|