economicus.ru


Азимов Л. Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. М., 1995.
ИГРА "Заработать на жизнь"

Игра моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм. Кдасс делится пополам на препринимателей и потребителей, первые покупают у последних ресурсы и продают им воображаемый товар.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Начните урок с объяснения того, что экономическая система создает "правила игры", в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умения и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов, а когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, мы являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенные ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств производственные ресурсы.
Попросите школьников определить роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:
а) организуют свое дело (производители);
б) идут в магазин (покупатели);
в) устраиваются на работу (продавцы);
г) смотрят телевизор (потребители)
Предложите детям самим придумать еще несколько примеров.
2. Скажите школьникам, что они будут играть в деловую игру "Заработать на жизнь" для того, чтобы лучше понять взаимозависимость между фирмами и домашними хозяйствами. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь (экономические стимулы).
3. Раздайте учащимся правила игры (Материал 3-1), дайте время на их изучение.
4. Разделите класс пополам, в первой группе вручите каждому ученику значок предпринимателя и карточки денег на сумму 1000 рублей, а во второй группе - карточки ресурсов (по 15 штук каждому). Набор карточек может быть произвольным для каждого школьника: Вы можете дать одному школьнику по 5 карточек каждого ресурса, другому - 15 карточек какого-либо одного ресурса, третьему - 10 карточек одного и 5 карточек другого ресурса и т.д. Однако желательно, чтобы в сумме у всех школьников, представляющих домашние хозяйства, на руках находилось одинаковое количество карточек всех типов ресурсов.
5. Установите на одном из столов табличку "ФАБРИКА ЭКОНО". Во время игры за этим столом располагается ведущий, который обменивает предпринимателям купленные ими у домашних хозяйств карточки ресурсов на карточку ЭКОНО. Для получения одной карточки ЭКОНО, символизирующей товары и услуги для населения, у предпринимателей должен быть собран набор из трех карточек ресурсов (по одной каждого ресурса). Вы можете сами производить обмен карточками, либо перед началом игры выбрать себе помощника для этой цели.
6. Обговорите еще раз правила игры. Удостоверьтесь, что ученики, играющие роль предпринимателей, поняли, что они должны платить деньги представителям домашних хозяйств за карточки ресурсов и затем продавать им ЭКОНО за деньги. Ученики, представляющие домашние хозяйства, также не могут обменивать ресурсы прямо на ЭКОНО и должны использовать деньги.
7. Вы можете заранее определить продолжительность игры (примерно 20 минут), либо дождаться момента, когда приблизительно одна треть ресурсов будет продана, и объявить, что до конца игры осталось еще 5 минут. Это должно стимулировать деловую активность и дать возможность ученикам продумать стратегию поведения в оставшееся время.
8. Проведите игру. Возможно, что представители домашних хозяйств попытаются обойтись без услуг предпринимателей и напрямую обменять имеющиеся у них ресурсы на фабрике ЭКОНО. Скажите им, что они не являются предпринимателями и не могут производить ЭКОНО (у них нет значка).
9. По окончании игры попросите школьников подсчитать количество имеющихся у них ЭКОНО, если они играли роль домашних хозяйств, и денег, если они выступали в качестве предпринимателей. Объясните, что предприниматели, в распоряжении которых осталось меньше 1000 рублей, понесли убытки. Попросите их объяснить причины неудачи. Определите победителей игры: это предприниматель, получивший наибольший доход (деньги свыше 1000 руб.), и потребитель, купивший больше всех ЭКОНО. Попросите их рассказать о своей стратегии и причинах успеха. Наградите победителей маленькими призами.
10. Раздайте каждому Материалы 3-2 и 3-3. Попросите школьников объяснить схему кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег, используя опыт проведенной игры. Расскажите, что в экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В тоже время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). Покажите также, что в экономике существует два разнонаправленных круговых потока: поток денег (сплошная линяя на схеме) и поток товаров и услуг (пунктирная линяя).

-


+