economicus.ru


Азимов Л. Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. М., 1995.
ИГРА "Заработать на жизнь"

Игра моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм. Кдасс делится пополам на препринимателей и потребителей, первые покупают у последних ресурсы и продают им воображаемый товар.
ОБСУЖДЕНИЕ
1. Попросите школьников проанализировать, каковы отличия данной модели от реальной жизни, например:
- в жизни нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства;
- не только потребители могут быть собственниками ресурсов. Фирмы также могут владеть ресурсами. Кроме того, они могут торговать ими между собой;
- не оговорена роль государства, которое является особым экономическим агентом, не похожим по своему поведению ни на фирмы, ни на домашние хозяйства;
- ресурсы могут быть взаимозаменяемы: одно и то же количество товара можно произвести, используя разные комбинации ресурсов.
2. Остановитесь подробнее на выяснении роли государства. Используйте для этого схему (Материал 3-3). Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов, и перераспределение дохода (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.
3. Обсудите вопрос о факторах производства. Дайте задание определить, к какому фактору производства следует отнести:
а) кофеварку в кафе (Капитал)
б) месторождение угля (Земля)
в) бухгалтера малого предприятия (Труд)
Попросите школьников привести другие примеры.
Необходимо иметь в виду, что существует и другая классификация факторов производства, включающая такой производственный ресурс, как Предпринимательство, то есть деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производства. Платой за этот фактор является Прибыль. В сокращенном виде можно ограничиться классификацией, данной вначале.
Важно также, чтобы в ходе урока школьники получили четкое представление о том, что может быть отнесено к капитальным ресурсам. Никакая вещь не может быть отнесена к Капиталу автоматически, это всегда зависит от ее использования. (Например, автомобиль, в котором семейство едет на дачу, не является капиталом. Но тот же самый автомобиль может быть отнесен к капитальным ресурсам, если глава семейства зарабатывает с его помощью деньги, перевозя пассажиров).
При характеристике Капитала выделяют физический капитал, который состоит из машин, оборудования, производственных запасов, запасов продуктов и материалов и деньги, которые можно использовать на покупку какой-либо части физического капитала. Деньги также не во всякий момент могут быть отнесены к капитальным ресурсам: например, когда мы покупаем продукты в магазине, чтобы приготовить обед, уплачиваемые за покупки деньги не являются капиталом.
Часто возникают вопросы о том, куда при классификации по факторам следует отнести информацию. Иногда ее выделяют в качестве отдельного производственного ресурса, однако по своим основным характеристикам она может быть отнесена к Капиталу.
4. Поставьте перед аудиторией следующие вопросы:
а. Для производства ЭКОНО требовалось использование одной единицы каждого фактора. Возможна ли ситуация, когда для производства товара (услуги) необходимы разные количества ресурсов? Привести примеры.
б. Если Вы обнаружили, что обладаете дефицитным ресурсом, как Вы поступите и почему?
в. Возможна ситуация, когда в ходе игры домашние хозяйства будут снабжены дополнительным количеством ресурсов, в то же время предприниматели не получат ничего сверх первоначальной суммы. Является ли это нарушением правил игры в экономике? Окажутся ли в этом случае предприниматели в худшей ситуации?

-


+