economicus.ru


Экономическая игра "Налогообложение"
Ромахина Е.Г.
Цель игры состоит в том, чтобы дети усвоили, что налоги играют и положительную и отрицательную роль, что снижение налогов ведет не только к хорошим, но и к нежелательным последствиям, а также, научится определять, что должно подвергаться налогобложению, что должно освобождаться от налогов.
Время проведения игры - 45 минут.
Ход игры:
  1. Первая часть игры - тренинг. Учащиеся делятся на две примерно равные группы, одна из которых играет роль противников больших налогов, а другая - сторонников. В ходе проведения тренинга роли поочередно меняются.
    Основная задача противников налогообложения - выступить в качестве активных сторонников постепенного снижения налогов, взимаемых с граждан и с предприятий. Эта группа должна приводить доводы, аргументы, показывающие и доказывающие, что только постепенно и постоянно снижая налоги, правительство может заинтересовать работников трудиться с большей отдачей, увеличивать объем производства товаров, необходимых Дети, образующие группу борцов за снижение налогов, должны найти как можно больше причин, доводов в пользу снижения налогов. Они также должны, опираясь на собственные мысли, доказывать, что с инвалидов, пенсионеров, студентов, многодетных семей вообще никаких налогов брать не следует, полностью освободив их от этой обязанности. Группа должна доказать, что в ее предложениях воплощены принципы справедливости, что уменьшение налогов сделает жизнь людей лучшей. Для этого нужны серьезные и обстоятельные доводы, которые трудно опровергнуть другой группе, выступающей за сохранение налогов или их увеличение. От лица группы поочередно выступают ее представители, способные наиболее логично, обстоятельно и убедительно отстаивать свои убеждения.
    Вторая групповая роль, которую играют сторонники налогов, заключается в отстаивании мысли о том, что налоги существовали всегда и что правительству нужны деньги на социальные программы, в том числе на выплату пенсий, стипендий, пособий на детей, содержание армии, милиции. А эти деньги государство получает в виде налоговых поступлений. Задача второй группы - отвечать на все доводы и аргументы сторонников снижения налогов, показывать их несостоятельность, отстаивать свою точку зрения. От лица второй группы поочередно выступают ее представители, получающие право высказаться после выступления участника из первой группы.
    Таким образом, тренинг проводится в форме коллективного диалога. На выступление одного участника отводится не более 3 минут времени, на повторное выступление дается не более одной минуты. Следует предупредить участников, что во время диспута нужно с уважением относиться к мнению партнера, внимательно выслушивать его аргументы, пытаясь противопоставить им свою точку зрения.
    В завершение первого тура диспута преподаватель подводит его итоги, предоставляя возможность высказать заключительное слово полномочному представителю каждой группы.
    После дискуссии педагогу следует обсудить содержание тех аргументов, которые приводились учащимся в пользу налогов и против них. Крайне желательно, чтобы учитель убедил детей в необходимости умеренных налогов, в существовании некоторого неизбежного уровня налогообложения, при котором соблюдается баланс интересов налогоплательщиков и тех слоев населения, для которых налоги служат источником доходов.
  2. Во второй части игры класс может быть поделен на две команды, если учащихся больше 25 человек, то и число команд должно быть увеличено. Предложите командам исполнить роль администрации города, а точнее, комитету по налогам и сборам. Далее предложите каждой команде такую таблицу:
    Должны облагаться налогами Не должны облагаться налогами.
    11
    22
    33
    44
    55
    66
    77
    88
    99
    1010
    Таблица может быть больше, графы могут по необходимости быть шире.
    Команды должны поразмышлять, что может оказаться в правой и левой части таблицы, но пока ничего не записывать.
    Далее, учитель должен объявить ученикам, что сейчас они будут принимать решения о возможности или невозможности налогообложения, и сообщает, что сейчас им будет продиктован список предприятий, общественных организаций, граждан, и так далее: Ученикам необходимо не только определить, будет или не будет облагаться налогами данный объект или субъект, но и попытаться определить вид налога или причины освобождения от налогов. Эта работа должна проводится очень быстро! Каждый пункт - не более полминуты размышления!
    Возможный список для диктовки (может быть дополнен или изменен по желанию учителя):
    1. тракторный завод
    2. магазин одежды
    3. детская поликлиника
    4. частная школа
    5. аэропорт
    6. больница
    7. кафе
    8. овощная база
    9. музей
    10. спортивный центр
    11. спортивная школа
    12. мастерская по ремонту обуви
    13. владелец автомобиля
    14. владелец домашнего животного
    15. пенсионер
    16. ученик 5-ого класса
    17. пекарня
    18. ферма
    19. владелец сети магазинов бытовой техники
    20. владелец участка земли
    21. не работающий инвалид
    22. безработный
    23. студент
    24. туристическое агентство
    25. почта
    Итак, после заполнения карты - таблицы, учитель может собрать материалы (чаще всего времени на обсуждение не остается) и объявить результаты уже на следующем уроке.
    Победителем является команда, наиболее активно участвовавшая в тренинге и правильно заполнившая таблицу- карту.
    Если учитель хочет усложнить задание (к примеру, урок проводится в старших классах) можно предложить ученикам полностью самостоятельное заполнение карты, раздав ее каждому. Тогда можно выбирать победителя из всего класса - наиболее правильно и полно заполнившего карту.
    Если учитель проводит урок в младших классах, то все пункты должны быть вписаны заранее, а ученикам предлагается только поставить знак на том, что по мнению учеников не облагается налогами, и знак рядом с тем, кто налоги должен платить.

-


+