economicus.ru


Классная экономическая игра "Фирма"
Б.А.Райзберг.

Педагогическое руководство игрой
В основе организации игры и руководства игрой лежат здравый смысл, логика жизни и действующие в обществе юридические законы и нравственные нормы. Фирма учреждается из школьников, желающих принять участие в новом деле (экономической игре). Детям нужно дать некоторое время для того, чтобы они смогли войти в игровую ситуацию, подумать над названием фирмы и игровой валюты, ее внешним видом, способами изготовления, освоить основные правила игры, определить направления деятельности, источники получения, зарабатывания денег, способы их использования.
На первом этапе разрабатываются примерная структура фирмы и штатное расписание, создаются основные рабочие органы и осуществляется персональное распределение штатных должностей. Служащие органов управления фирмой должны (с помощью педагога) продумать образцы документации фирмы и изготовить бланки документов.
Функции президента фирмы в начальной стадии игры целесообразно выполнять педагогу. В том случае, когда педагог уверен, что учащиеся овладели правилами и хорошо понимают ее смысл, он как президент может "уйти в отставку" и объявить выборы нового Президента из числа учеников класса. На переходный период педагог может оставить за собой функции советника, постоянно помогая и консультируя нового президента фирмы.
В целях подготовки к игре целесообразно провести краткую ознакомительную экономическую учебу школьников, которые будут работать в органах управления фирмой, в банке, на бирже труда и в налоговой инспекции. Экономическая учеба может быть организована преподавателем экономики или другим специалистом. Наряду с обучением необходимы консультации по ходу игры.
На втором этапе нужно принять правила игры. Наряду с общими правилами, которые устанавливает педагог, в разработке отдельных правил могут принять участие ученики. Они же утверждают правила общим голосованием.
При организации игры нужно учитывать возраст участников и прежде всего уровень их подготовки. В соответствии с этим вводятся различные условия проведения игры. Естественно, что для старших детей игра может быть более сложной, в нее допустимо вводить дополнительные элементы. Рекомендуется также вначале освоить простой вариант игры, а затем последовательно усложнять его.
Собственно игра в виде производственной, торговой, финансово-экономической деятельности фирмы проходит под наблюдением педагога без его прямого вмешательства в игру, если того не требуют обстоятельства.
Участники игры обладают правом выхода на определенное время из игры (получение отпуска) при своевременном предупреждении об этом президента или исполнительного директора фирмы.
Общий ход игры может быть приостановлен на каникулы и на летнее время. В этом случае все вкладывают на этот период свои наличные деньги в банк под определенный процент.
При длительном проведении игры (более одного месяца) целесообразно проводить периодическую ротацию членов Совета фирмы. В начале каждого месяца один-два из членов Совета заменяются другими членами фирмы. Вновь вступивший в должность принимает дела у освобождающего эту должность и приступает к исполнению своих обязанностей. Такая система смены кадров дает возможность многим школьникам попробовать свои силы в качестве управляющего, проверить себя и свои способности как руководителя, причем в разных сферах.
Целесообразно создать постоянно действующую социологическую службу (с оплатой из средств фирмы) для изучения отношения детей к проходящей игре, ее возможному дальнейшему развитию. Для этого Совет фирмы с помощью педагога разрабатывает, а затем размножает анкеты для опроса всех участников игры.
Возможные вопросы для такой анкеты:
Ваши предложения по развитию игры.
Что конкретно Вы можете сделать для фирмы?
Какая служба, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно?
К каким службам у Вас есть замечания?
В каком органе и какую работу Вы хотели бы выполнять в дальнейшем?