economicus.ru


Деловая игра "Овощной рынок"
Автор Б.А.Райзберг

Собственно игра.
Игра состоит в проведении торга и осуществлении купли-продажи представленных на рынке видов товаров. Покупатель завершает игру после окончания закупки товаров, обусловленной прежде всего израсходованием денег, а продавец - после окончания продажи своих товаров в связи с тем, что все имеющиеся у него товары уже проданы или их больше не покупают.
В начальной стадии игры продавцы рассаживаются за своими столами, объявляют о продаваемом ими товаре, рекламируют его. Затем по сигналу организатора игры они начинают продавать свой товар, предлагая его покупателям (их роль играют все остальные участники) по определенной цене, с которой покупатели вправе согласиться или не согласиться. Происходит торг между продавцами и покупателями, в процессе которого покупатели стремятся "сбить" цены. После завершения каждой индивидуальной сделки купли-продажи продавец записывает ее результаты в лист продавца. Процесс купли-продажи на рынке строго регламентируется во времени, по истечении которого рынок закрывается.
Итоги игры подводятся отдельно среди продавцов и покупателей.
При подведении итогов игры продавцами подсчитывается сумма денежной выручки, полученной каждым продавцом в результате продажи своего товара. Победителем признается тот из конкурирующих продавцов одного и того же товара, который сумел получить большую выручку за проданный товар. Победитель среди продавцов определяется по каждому виду продаваемого товара.
Подсчет денежных сумм, вырученных продавцами каждого товара позволяет не только выявить победителей среди продавцов, но и определить среднюю рыночную цену каждого из продававшихся на рынке. С этой целью организатор игры суммирует количество товаров каждого вида, проданное его продавцами, а также вырученные ими деньги от продажи этого количества товара. Затем общая сумма денег делится на общее количество проданного товара и определяется средняя рыночная цена.
Подведение итогов среди покупателей проводится следующим образом. Каждый покупатель подсчитывает объем своей покупки в виде ее стоимости, выраженной в рыночных ценах. Для этого он умножает количество купленного им каждого вида товара на рыночную цену единицы товара и определяет рыночную стоимость данного товара. Затем покупатель складывает рыночные стоимости каждого из купленных им товаров и находит рыночную стоимость всей своей покупки. Например, покупатель приобрел на рынке 2 кг помидор, 4 кг капусты и 9 кг картофеля. Предположим, что по итогам рассмотрения продаж оказалось, что рыночная цена помидор составляет 25 денег за килограмм, капусты - 16 денег и картофеля - 11 денег. Тогда рыночная стоимость покупки составляет 2x25 + 4x16 + 9x11 = = 50 + 64 + 99 = 213 денег. Так что данный покупатель сделал выгодную покупку, он получил 200 денег, а приобрел товары стоимостью 213 денег.
После окончательного расчета стоимости покупок в рыночных ценах определяется участник-победитель среди покупателей, которому удалось приобрести набор овощей самой большой рыночной стоимости и в то же время включить в покупку все виды представленных на рынке товаров. В упрощенном варианте игры можно присуждать первое место за приобретение наибольшего количества товаров в физическом измерении.

-


+