economicus.ru


Ролевая игра "Рациональная покупка"
Цель игры - выявить, насколько дети понимают, знают, способны установить, какие продукты питания, в каких количествах нужны семье, необходимы для потребления в течение одного дня. И сколько стоят эти продукты питания, сколько их можно купить на определенную сумму денег.
Организатор игры обращается к детям со следующим заданием: "Обычно в вашей семье необходимые продукты питания покупают родители. Но сегодня они очень заняты и попросили вас сходить в продовольственный магазин и купить продукты на всю семью для однодневного потребления. На покупку вам выдано по 10000 руб. (или другая сумма в зависимости от уровня цен в период проведения игры) в расчете на каждого члена семьи. Осуществите самую рациональную покупку на данную сумму денег. Рациональным считается набор продуктов питания, который способен лучшим образом удовлетворить потребности семьи в питании. Покупка должна состоять только из товаров, имеющихся в продаже в магазинах, на рынках данного региона".
Одна из проблем, возникающих при проведении игры, заключается не только в трудности выбора детьми набора самых нужных продовольственных товаров, но в еще большей степени - в незнании ими цен.
Желательно не называть участникам игры цены на продовольственные товары, они должны сами знать их. Лишь в критических ситуациях можно оказать небольшую помощь. Набор товаров тем более должны установить сами участники, вспомнив, что обычно едят в семье, употребляют на завтрак, обед и ужин. Конечно, ученики вправе принимать собственное решение, не забывая, что главная задача - накормить семью.
Перечень покупок и их стоимость необходимо отразить ведомости покупок.
Ведомость покупок
N Название покупки Количество Цена за 1 единицу Сумма затрат
1.     
2.    
3.    
Итого затрачено:
Понятно, что общая сумма затраченных денег не должна превосходить суммы, выданной на покупку.
Участнику игры разрешается на сэкономленные деньги приобрести вкусные вещи лично для себя в виде мороженого, конфет, шоколада, лимонада.
Бланки ведомостей (отчетов) целесообразно размножить заранее и раздать школьникам, что позволит сократить время на проведение игры, дать больше времени детям на размышления.
После заполнения всеми участниками игры ведомостей покупок проводится общее или выборочное обсуждение, в ходе которого учитель вместе с учениками выявляет, насколько реальны цены продуктов питания, по которым дети осуществляли покупки, действительно ли предложенный состав покупок рационален, соблюден ли баланс между затратами на покупку и имеющимися средствами.
По результатам обсуждения могут быть выделены самые рациональные и реальные покупки, свидетельствующие как о знании истинных цен, так и об умении установить полноценное с точки зрения полезности и удовлетворения потребностей сочетание видов пищи, которые можно купить на данную сумму.
Примечание. Следует ориентировать учеников на приобретение только тех продуктов питания, которые обычно не запасаются семьей на длительный срок. Так, например, не следует включать в покупку соль, сахар, картофель, овощи, крупы. Покупка должна содержать преимущественно готовые продукты питания, такие как хлебобулочные изделия, молочные товары, сыр, колбасу, кондитерские изделия.