economicus.ru


Экономическая игра "Доходы и расходы"
Ромахина Е.Г.
Цель игры - развить понимание, представление о платности и бесплатности вещей, благ, услуг, на конкретных примерах уяснить функции денег.
Требуемое время - 45 минут.
Ход игры:
  1. Разделите всех играющих на команды по 4-5 человек, объясните, что в игре каждая команда будет представлять отдельное домохозяйство или семью.
  2. Предложите каждой команде вопросы для обсуждения. Они могут быть такими:
    • "Назовите, за что не принято платить деньги. Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно? Или, может быть, кто-то платит за них? Например, расходы по обучению детей в школе несут государство и родители, тогда как сами дети свои деньги за обучение не платят.
    • Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них? Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?
    Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. Полезно, если ответы на вопросы будут не только оглашены каждой командой, но и останется 5 минут на обсуждение. Поэтому время ответа желательно ограничить - 3-4 минуты.
    Победителями признаются ученики, представившие наиболее полные и обстоятельные ответы.
  3. Далее попросите учеников в командах распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть "бабушки", но есть двое детей. Далее ребятам выдается следующее задание:
  4. "Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека, семьи в виде способов, с помощью, посредством которых можно приобрести, получить деньги. Учитываются только законные способы получения денег, то есть честно заработанные своим трудом деньги, вырученные от продажи собственных вещей, имущества, полученные на законных основаниях от государства, организаций, других лиц".
    "Перечислите расходы семьи, которые на ваш взгляд, обязательно будут".
    Для облегчения этого задания предложите ученикам заполнить таблицу:
    Член семьи Доходы Расходы
    Мать   
    Отец   
    Бабушка   
    Дедушка   
    Сын   
    Дочь   
    Прочие, прожив.Вместе с вами   
Время на заполнение таблицы - 7 - 10 минут.
Напомните ребятам, что расходы могут быть самыми разными - покупка лекарств во время болезни, поездка в летний лагерь и так далее.
  1. Раздайте ребятам ножницы и предложите разрезать таблицу пополам (доходы - расходы). Теперь меняемся нашими расходами! Каждая команда вместо своих расходов получает расходы другой семьи! Объясните, что расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам.
  2. Дайте ребятам время на обсуждение, попросив их совместить часть своей таблицы с чужой частью. Могут оказаться разнообразные ситуации - "отец семейства" - тратит деньги на учебу, бабушка - решила поехать отдохнуть, сын - заработал денег и так далее.
  3. Теперь каждой команде требуется выступить с предложениями, как они будут выбираться из сложившейся ситуации. Выступление оценивается по 5-бальной системе.
  4. В качестве вопроса, завершающего игру, обсудите с ребятами такую проблему: "Если вы нашли чужие деньги, то можно ли считать это законным заработком, доходом?".