economicus.ru


Урок-практикум "Международная торговля"
Автор: Чинакова Нина Васильевна

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
  1. Скажите классу, что этот урок посвящен международной торговле, а именно продуктам, которыми торгуют разные страны. Ученикам предстоит использовать географическое и экономическое видение, чтобы определить местоположение этих стран и классифицировать эти продукты, а также чтобы обсудить случаи выбора, который покупатели и продавцы совершают в настоящее время и который они, возможно, совершат в будущем.
  2. Разделите класс на группы по 4-6 человек и раздайте каждой группе инструкцию к групповому упражнению "Поиск этикеток" (материал 1) и листок ответов (материал 2). Объясните, что учащимся предстоит выяснить, как много товаров, которые мы потребляем, произведены в других странах. Дайте время на выполнение задания и ответы на вопросы 1-5. Обсудите ответы учащихся. Представьте классу свою точку зрения.
  3. Раздайте ученикам карточки, вырезанные из материала 4 "Карточки экспорта" (по одной карточке на каждого ученика). Объясните, что такое экспорт и импорт. Выдайте каждому ученику упражнение "Где в мире?" (материал 3) "Карточки лото" (материал 5), контурную карту мира и чистый лист бумаги.
  4. Когда все закончат чтение упражнения, объясните правила игры в Экспортное Лото:
      используйте чистый лист бумаги для изготовления плаката, рекламирующего продукт, обозначенный на вашей карточке экспорта;
    • походите по классу, обмениваясь информацией с другими учащимися. Записывайте названия столиц, ассоциирующихся с экспортируемыми продуктами, в свободные клетки вашей карточки лото. Когда вы соберете все столицы, используйте свои знания и имеющиеся в классе атласы для вписывания названий стран в соответствующих клетках вашей карточки лото;
    • когда ваши карточки лото будут заполнены, перенесите информацию на карту мира. Используйте атласы для поиска местонахождения столиц и отметьте их точками на карте. Помечайте всю информацию наилучшим возможным образом; используйте стрелки, указывающие на соответствующие страны в том случае, если места на карте недостаточно для того, чтобы вместить всю необходимую информацию.
    (Возможен другой вариант: разделите класс на малые группы после того, как учащиеся впишут все столицы стран в свои карточки лото. В этом случае использование атласов и заполнение карт мира превратится в упражнение по методу совместного обучения. Подобная процедура так же может сократить количество атласов и контурных карт, необходимых для выполнения данного упражнения.)
  5. Когда учащиеся завершат работу с картами, спросите их, каким образом они получили информацию, которая связывала продукты со столицами стран мира. (Они обменивали информацию на своей карточке на информацию на карточках других учеников.) Укажите, что в этом состоит природа всех добровольных обменов. Оба торговых партнера полагают, что они выиграют от торговли - в противном случае они не стали бы в ней участвовать.
  6. Проведите в классе обсуждение, основанное на Упражнении "Где в мире?", и приведенных там определениях. Процитируйте определения и запишите их на доске и в тетрадях.
    • Потребительские товары и услуги - это продукты и виды деятельности, покупаемые домашними хозяйствами для конечного потребления.
    • Производительные ресурсы - это все природные ресурсы, человеческие ресурсы и капитал, используемые в производстве товаров и услуг.
    Спросите учащихся, какие из экспортируемых продуктов, обозначенных на их Карточках лото, относятся к потребительским товарам, какие - к производительным ресурсам, а какие могут быть использованы и тем, и другим образом. (Не характеристики товара, а именно то, для чего этот товар используется, и определяет, потребительский ли это товар, или нет.)
  7. Процитируйте следующие определения и напишите их на доске и в тетрадях.
    • Возобновляемые ресурсы - это ресурсы, запасы которых можно пополнить при условии разумного использования.
    • Невозобновляемые ресурсы конечны и не могут быть заменены, будучи однажды использованными.
Спросите класс:
На каких карточках лото названы экспортные товары, представляющие собой возобновляемые ресурсы, а на каких - невозобновляемые ресурсы.
Напомните классу, что экспорт - это пример добровольной торговли. Продавец из одной страны находит покупателя в другой стране, чтобы продать ему свой товар. Затем задайте следующие вопросы:
  • Почему кто-то может захотеть продавать невозобновляемые ресурсы? (Эти ресурсы распределены неравномерно. В тех местах, где этих ресурсов много, и где спрос на них относительно низок, продавцы предпочитают экспортировать их, чтобы получить доход, который можно потратить на покупку других продуктов. Добровольная торговля имеет место только тогда, когда и покупатель, и продавец рассчитывают повысить свое благосостояние в результате совершения сделки. Иногда люди совершают неудачные сделки и хотели бы отменить уже совершенную ими торговую операцию; иногда люди испытывают неуверенность по поводу того, получат ли они какой-либо выигрыш. Их уверенность в том, что они выиграют от торговли, весьма высока в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых ими часто и неоднократно. Причины для продажи невозобновляемых ресурсов те же, что и причины для продажи возобновляемых ресурсов.)
  • Какой выбор могут сделать покупатели и продавцы, когда доступные запасы невозобновляемых ресурсов будут становиться все более ограниченными? (Продавцы могут предпочесть повысить цены и продать свои ресурсы, или же придержать эти ресурсы в надежде на еще более высокие цены в будущем. Они могут разрабатывать менее производительные месторождения или идти на повышение затрат, обрабатывая сырье с меньшим содержанием полезных элементов, поскольку повышение цен сделает такую деятельность прибыльной. Они могут увеличить расходы на поиски новых источников ресурсов. Покупатели предпочтут обойтись без того, или иного источника ресурса, изменить производственную технологию с целью уменьшения количества отходов, повторно использовать уже переработанные ресурсы, искать заменители для того или иного ресурса, или же платить более высокие цены. Как продавцы, так и покупатели откликнутся на такие стимулы, как более высокие цены, прибыли и меры государственного регулирования.)

-


+