В табл. 8 представлена информация о том, в каких классах преподаются экономические дисциплины в школах Санкт-Петербурга.
Таблица 8
Таблица 8
Однако, если проследить динамику по начальной, основной, средней школам отдельно, можно выделить структурные изменения, показанные на рис. 15.
Диаграмма показывает:
- по начальной школе наблюдается стабильный рост числа школ, преподающих экономические дисциплины, с 1992 по 1999 учебный год и некоторый спад в количестве образовательных учреждений в 2000 учебном году, однако в 2001 г. наметился некий подъем;
- по основной школе наблюдается рост числа школ с преподаванием экономических дисциплин с 1992 по 1998 учебный год, в 1998 учебном году - сокращение числа образовательных учреждений. Далее (в 1999 г.) можно отметить подъем, причина которого кроется в использовании образовательными учреждениями для ведения дисциплин экономического профиля образовательной области «Технология» и глобальных усилий по пропаганде социально-экономического образования со стороны ведомственного координирующего органа, в качестве которого выступала лаборатория социально-экономического образования. В 2000, 2001 гг. происходит резкий спад в количестве школ, занимающихся преподаванием экономических дисциплин в основной школе;
- по средней школе анализ динамики преподавания экономических дисциплин показывает скачкообразный рост числа образовательных учреждений. Первый скачок наблюдается в 1992 г. и обусловлен появлением на рынке образовательных услуг «новой» дисциплины, отвечающей требованиям социального заказа, далее до 2000 г. положение характеризуется стабильностью, в 2000 г. происходит следующий скачок в сторону увеличения числа школ с преподаванием экономических и бизнес-дисциплин. В 2001 учебном году наблюдается сокращение их числа.
Можно выделить несколько причин «замедления» развития экономического образования в школах города и области:
- ликвидация ведомственного координирующего органа - лаборатории социально-экономического образования;
- пересмотр учебного плана и рассмотрение дисциплин экономического профиля как необязательных;
- ужесточение требований санитарных норм и, как следствие, сокращение учебной нагрузки на учащихся, в результате сокращение учебных часов, а иногда и полное исключение «необязательных» дисциплин из учебных планов;
- отсутствие у образовательных учреждений менеджерских навыков по организации работы факультативов;
- нехватка педагогических кадров по экономическим и бизнес-дисциплинам. Выпускники педагогического университета, как правило, не закрепляются в школах вследствие низкой заработной платы и невозможности получить в одной школе объем часов на полную педагогическую ставку. Университет педагогического мастерства не обеспечен кадрами, которые могли бы вести массовую переподготовку учителей, и не рассматривает до последнего времени эту деятельность как приоритетную.