economicus.ru


"Основы экономики" - это вводный курс экономической теории, предназначенный для старших классов средней школы. В различных школах этот курс может называться по-разному: например, "Введение в экономику" или просто "Экономика". Здесь Вы сможете найти различную информацию об этом предмете, его преподавании в России и за рубежом, найти полезные учебно-методические материалы, обсудить с коллегами проблемы преподавания этого предмета.
Содержание
Характеристика классов, в которых преподаются экономические дисциплины
Сравнительный анализ данных по состоянию преподавания экономических дисциплин за исследуемый период показывает, что в регионе сложилась система экономического образования школьников, стабильно охватывающая основную и полную среднюю школу (5-11 классы) и на уровне эксперимента - начальную школу (1-3 классы). Выявленная тенденция сглаживания количественного разрыва между основным и средним образованием справедлива только для школ. С учетом деятельности учреждений дополнительного образования эта тенденция теряет свою значимость, поскольку учебно-производственные комбинаты и другие учреждения системы дополнительного образования в основном распространяют свою деятельность на учащихся 10-11 классов.
В табл. 8 представлена информация о том, в каких классах преподаются экономические дисциплины в школах Санкт-Петербурга.


Таблица 8

Однако, если проследить динамику по начальной, основной, средней школам отдельно, можно выделить структурные изменения, показанные на рис. 15.
Диаграмма показывает:
  1. по начальной школе наблюдается стабильный рост числа школ, преподающих экономические дисциплины, с 1992 по 1999 учебный год и некоторый спад в количестве образовательных учреждений в 2000 учебном году, однако в 2001 г. наметился некий подъем;
  2. по основной школе наблюдается рост числа школ с преподаванием экономических дисциплин с 1992 по 1998 учебный год, в 1998 учебном году - сокращение числа образовательных учреждений. Далее (в 1999 г.) можно отметить подъем, причина которого кроется в использовании образовательными учреждениями для ведения дисциплин экономического профиля образовательной области «Технология» и глобальных усилий по пропаганде социально-экономического образования со стороны ведомственного координирующего органа, в качестве которого выступала лаборатория социально-экономического образования. В 2000, 2001 гг. происходит резкий спад в количестве школ, занимающихся преподаванием экономических дисциплин в основной школе;
  3. по средней школе анализ динамики преподавания экономических дисциплин показывает скачкообразный рост числа образовательных учреждений. Первый скачок наблюдается в 1992 г. и обусловлен появлением на рынке образовательных услуг «новой» дисциплины, отвечающей требованиям социального заказа, далее до 2000 г. положение характеризуется стабильностью, в 2000 г. происходит следующий скачок в сторону увеличения числа школ с преподаванием экономических и бизнес-дисциплин. В 2001 учебном году наблюдается сокращение их числа.

Можно выделить несколько причин «замедления» развития экономического образования в школах города и области:
  • ликвидация ведомственного координирующего органа - лаборатории социально-экономического образования;
  • пересмотр учебного плана и рассмотрение дисциплин экономического профиля как необязательных;
  • ужесточение требований санитарных норм и, как следствие, сокращение учебной нагрузки на учащихся, в результате сокращение учебных часов, а иногда и полное исключение «необязательных» дисциплин из учебных планов;
  • отсутствие у образовательных учреждений менеджерских навыков по организации работы факультативов;
  • нехватка педагогических кадров по экономическим и бизнес-дисциплинам. Выпускники педагогического университета, как правило, не закрепляются в школах вследствие низкой заработной платы и невозможности получить в одной школе объем часов на полную педагогическую ставку. Университет педагогического мастерства не обеспечен кадрами, которые могли бы вести массовую переподготовку учителей, и не рассматривает до последнего времени эту деятельность как приоритетную.