economicus.ru


"Основы экономики" - это вводный курс экономической теории, предназначенный для старших классов средней школы. В различных школах этот курс может называться по-разному: например, "Введение в экономику" или просто "Экономика". Здесь Вы сможете найти различную информацию об этом предмете, его преподавании в России и за рубежом, найти полезные учебно-методические материалы, обсудить с коллегами проблемы преподавания этого предмета.
Содержание
Сравнительный анализ уровня экономического образования в Санкт-Петербурге за 1992-2001 гг.
Сравнительный анализ состояния системы экономического образования в Санкт-Петербурге за исследуемый период позволяет сделать следующие выводы.
За девять лет (с 1992 г.) количество образовательных учреждений с преподаванием экономических и бизнес-дисциплин увеличилось более чем в 3 раза. Однако в последние три-четыре года отмечена тенденция активизации работы системы допрофессиональной подготовки (сеть межшкольных учебных комбинатов), за счет работы которой и продолжает наблюдаться рост числа образовательных учреждений с преподаванием экономических и бизнес-дисциплин на фоне сокращения числа общеобразовательных школ (с 161 в 1998 г. до 51 в 2000 г.), что объясняется сокращением учебных часов в вариативной части учебного плана и ужесточением санитарных норм по учебной нагрузке на учащихся. В связи с отмеченными причинами учебные заведения вынуждены либо отказываться от образовательных услуг в области социально-экономического образования, либо выводить предметы этого цикла за пределы учебного плана, организуя факультативные занятия по желанию учащихся, либо передавать учебные часы из образовательной области «Технология» в образовательные учреждения системы допрофессионального образования (УПК, МУК, ШУПП).
Часто эти образовательные услуги оказываются платными. Уровень «бесплатности» экономического образования снизился на 3.6% по сравнению с 1998 г. и на 0.3% по сравнению с 1999 учебным годом.
В 2000/01 учебном году сохраняется рост количества образовательных учреждений, дающих допрофессиональную подготовку в области экономики. В процентном отношении рост составляет 6.1% по сравнению с 1999 г. и 6.23% - с 2000 г. Это вызвано расширением деятельности системы допрофессионального образования, обладающей возможностью давать допрофессиональную подготовку, и необходимостью для школ передавать часть учебной нагрузки из предметной области «Технология» с целью оказания образовательных услуг в сфере социально-экономических знаний. В этом учебном году отмечено увеличение роли учреждений системы допрофессионального образования в преподавании экономических и бизнес-дисциплин.
Сохраняется стабильность «поделенного рынка» образовательных программ между традиционно действующими в Санкт-Петербурге программами: типовые программы министерства - около 34% рынка, программа «Социально-экономическое образование» - 29%, программы вузов - 26.5%, программа «Достижения молодых» - 23.3%, программа «Современная экономика» - 16.5%. Необходимо отметить, что на фоне отказов образовательных учреждений от использования программ вузов в учебном процессе за счет активной деятельности Санкт-Петербургского филиала государственного университета - Высшей школы экономики доля рынка, охваченная образовательными программами вузов, установилась на уровне 26.5%.
По сравнению с 1997/98, 1998/99 учебными годами можно наблюдать увеличение доли школьных (штатных) преподавателей экономических и бизнес-дисциплин в структуре преподавательского состава (с 76.4% в 1998 г. до 94.3% за прошлый учебный год), но эта картина формируется на фоне общего сокращения числа образовательных учреждений с преподаванием экономики.
Чуть больше половины учебных заведений (88 из 153) приняли участие в региональной экономической олимпиаде СЭО-2001.
Наблюдается сокращение образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги в сфере социально-экономического обучения, в основной школе (в среднем с 39% в 1995-1999 учебных годах до 20% в 2001 г.) на фоне их скачкообразного роста в средней школе, что обусловлено активизацией роли системы допрофессионального образования, организующей свою деятельность в основном в старших классах, а также отсутствием ведомственного координирующего органа, сферой деятельности которого была бы подготовка и переподготовка педагогических кадров, координация программ, целенаправленное продвижение на рынке образовательных услуг социально-экономического образования (именно такие функции выполняла ликвидированная лаборатория социально-экономического образования) и изменение структуры профессиональных интересов. Эти задачи ставит СПб ГУ-ВШЭ, выступая по договору о совместной деятельности с комитетом по образованию Администрации СПб., органом, курирующим социально-экономическое направление в сфере образовательных услуг; основная цель - разработка концепции преемственности программ «школа-вуз».

-


+