Деловая игра "Безработные и предприниматели"
Автор Б.А.Райзберг
Цель игры - привить детям убеждение, что получение доходной работы зависит от наличия знаний, что для избавления от безработицы и устройства на работу следует периодически повышать свою квалификацию. Дети призваны усвоить, что обучение стоит денег, но одновременно дает возможность повысить шансы на получение работы с высоким заработком. Игра учит также проведению простейших экономических расчетов.
- Подготовительный этап.
- Инструкция "Безработным" и "Работникам".
- Инструкция "Предпринимателю".
- Инструкция преподавателю школы бизнеса.
- Инструкция служащему банка.
- Игра.
- Промежуточный анализ результатов.
- Послеигровое обсуждение.
Примечание.
- Возможно повторение игры при смене ролей.
- Возможно введение "денег" в игру, особенно если играет небольшое количество учеников. В таком случае каждая сделка (выплата зарплаты и т.д.) фиксируется руководителем игры - во избежание появления незаконных сделок и "черного рынка". Чтобы не задерживался процесс игры, рекомендуется привлечь нескольких человек в помощь педагогу.
Подготовительный этап.
Перед началом игры педагогу необходимо приготовить бланки сертификатов о повышении разряда работников, образцы которых приведены далее. В игре, кроме учеников, выступающих в роли предпринимателей, работников и безработных, участвует преподаватель школы бизнеса и служащий банка, выдающий пособия по безработице, взимающей налоги и ведущий лицевые счета.
В процессе подготовки игры педагог объясняет детям, что в начальной части игры они будут выполнять две основные роли. Половина учащихся выступает в роли "Безработных", основная задача которых - устроится на работу и получать заработную плату. Вторая половина учащихся выступает в роли "Предпринимателей", которые заинтересованы в приеме на работу "Безработных" с тем, чтобы увеличить число своих работников и размер годовой прибыли своей фирмы. Кроме того, предприниматель назначает из числа учеников класса преподавателя школы бизнеса и банковского служащего.
Начальное разделение класса на две группы можно осуществлять либо по ращению организатора игры, либо по желанию самих учащихся.
После распределения ролей необходимо разъяснить цели игры и задачи игры каждой группе участников, провести инструктаж. Для этого проще всего ознакомить детей с инструкциями для каждой категории участников. |