economicus.ru


ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ "ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ"
Т.Никищенко, учитель школы-лицея N 4 г.Коломны А.Караваев, старший преподаватель Государственного Коломенского пединститута
Деловая игра проводится на примере конкретной темы, которая последовательно изучается на протяжении нескольких предшествующих уроков и является финальным результатом систематического учебного процесса.
Цель игры: активизация умственно-мыслительной деятельности учащихся образовательной школы на занятиях по "Экономике" с опорой на ранее полученные знания базовых экономических категорий по теме "Менеджмент как наука и искусство управления".

Памятка участникам делегации:
Руководитель и заместитель - лица, излагающие взгляды и позиции по обсуждаемой проблеме от имени делегаций. Секретарь - выполняет функции посредника при решении вопросов организационного обеспечения работы делегации, обеспечивает письменное оформление документов. Эксперты - выступают с доводами и аргументами при подготовке проектов соглашений. Представитель по связям с общественностью - полномочное лицо, имеющее право выступать от имени делегации перед прессой и общественностью.
Методы и приемы ведения переговоров: жесткие (наступательные): активность, всестороннее изучение партнера, настойчивость, нащупывание слабых мест партнера, позиционное давление, завышение требований, угроза отказа от переговоров, психологическое воздействие; мягкие (оборонительные): робкая "разведка", пассивное поведение, затягивание переговоров, уклонение от них, "вырывание" уступок, выжидание.
Ориентировочная таблица "Подходы к ведению переговоров"
Сравнение Позиционные переговоры Рациональные
мягкие жесткие 
Участники друзья противники партнеры
Цель согласие любой ценой победа любой ценой поиск рациональных решений
Подход уступки требования разделение проблем
Позиция слабая твердая главное - интересы
Курс мягкий к людям и проблемам жесткий к людям и проблемам мягкий к людям и жесткий к проблемам
Задача добиться соглашения добиться признания своей позиции добиться решения проблем по объективным критериям
Доверие полное никакого не имеет значения
Методы переговоров полная открытость намерений, стремление к согласию за счет односторонних потерь и подчинения воле соперника угрозы с требованием односторонних уступок в свою пользу, стремление подчинить партнеров своей воле совместный поиск взаимовыгодных вариантов в доброжелательной обстановке, исключающей нажим; готовность принимать разумные решения
Активный этап игры ведут организаторы, предоставляя слово участникам.
Первый этап - определение позиций сторон по вопросу об открытии городского специализированного магазина по продаже джинсовой одежды (выступает руководитель и заместитель). Этап занимает 6 минут.
Между первым и вторым этапами - общение представителей по связям с общественностью с наблюдателями и прессой (секретарь записывает предложения и подает их организаторам). Затраты времени составляют в данном случае 5 минут.
Второй этап - это поиск компромиссных решений (с доводами и аргументами выступают эксперты). Рассчитан на 6 минут.
Между вторым и третьим этапами - составляется проект соглашения (работают организатор, секретари, эксперты). Примерный текст возможного проекта приводится далее. Одновременно руководители и заместители делегаций отвечают на вопросы представителей прессы. Выступают общественные наблюдатели. Расчетное время указанного процесса - не более 5 минут.
Заключительная стадия игры. Завершается подписанием соглашения (участвуют руководители делегаций). Подводятся итоги переговоров - слово организаторам. Норматив времени - до 5 минут.

-


+