economicus.ru


Книжная фабрика (производительность труда, разделение труда, капиталовложения)
Л.Б Азимов, Е.В.Журавская

ОБСУЖДЕНИЕ:
  1. Попросите школьников подробнее изучить записанные ими результаты каждого этапа производства и сравнить их. Выясните, какой эффект дало разделение труда на втором этапе? (Предложите учащимся продемонстрировать на основе данных из их таблиц повышение производительности в результате разделения труда).
  2. Попросите указать достоинства (рост производительности) и недостатки (монотонность работы) разделения труда и узкой специализации. Выясните, что предпочитают школьники: выполнять всю работу целиком или отвечать лишь за одну операцию. Обсудите, почему, введя на своих заводах конвейер, Г.Форд почти вдвое увеличил заработную плату рабочих?
  3. Обсудите связь между разделением труда и стандартизацией. Уменьшились ли различия между изготовленными образцами на втором этапе по сравнению с первым7 (Они должны были уменьшиться, поскольку каждый школьник выполнял только одну-две операции.)
  4. Проанализируйте результаты, достигнутые на третьем этапе после приобретения дополнительных ручек. Повлиял ли рост капитальных благ на уровень производительности? Всегда ли однозначно скажутся дополнительные капиталовложения на эффективности производства? Покажите школьникам, что затраты на покупку дополнительных капитальных благ не всегда могут быть оправданы с точки зрения увеличения производительности. В качестве примера можно привести ситуацию, при которой приобретение дополнительной пятой ручки на группу из 5 человек не приводит к такому же повышению производительности, как приобретение второй или третьей.
    Помимо этого, нужно помнить и о том, что решение о капиталовложениях имеет, как правило, высокую альтернативную стоимость из-за того, что капитальные блага дороги и окупаются в течение длительного срока.
  5. Обсудите, какой эффект дало сокращение работников на четвертом этапе. В первую очередь он зависит от вклада уволенного работника в производство: если этот вклад был незначительным, производительность возрастет, а в противном случае - уменьшится.
  6. Предложите школьникам определить, какие из затрат на производство не зависят от объема изготовленной продукции (относятся к фиксированным затратам), а какие изменяются вместе с изменениями объема производства (относятся к переменным затратам).
  7. Подведите итоги обсуждения, сформулируйте еще раз возможные способы повышения производительности: разделение труда, дополнительные капиталовложения, вложения в человеческий капитал (образование, здравоохранение, профессиональная подготовка и пр.), сокращение числа работников и т.д.

-


+