economicus.ru


Различные экономические системы. Урок - практикум.
Л.Б. Азимов, Е.В.Журавская.
Отдельные люди и общество в целом по-разному организуют свою экономическую деятельность, решая задачу удовлетворения неограниченных потребностей при помощи ограниченных ресурсов. Совокупность хозяйственных механизмов, экономических институтов, законов и ценностных ориентиров, определяющих экономическую деятельность людей, представляет собой экономическую систему.
Экономическая система - это способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов: ЧТО (какие товары и услуги) следует производить, КАК их следует производить и как они будут распределяться (КТО будет их потреблять). В самом общем виде можно сформулировать три способа решения этих вопросов обществом: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции) путем отдачи распоряжений и приказов сверху вниз (командными методами); а также с помощью рынка.
Кроме того, любое общество ставит перед собой различные социальные цели. Различные экономические системы уделяют разное внимание достижению каждой из этих целей. В ходе занятия учащиеся определяют приоритеты социальных целей, свойственные каждому из типов экономических систем.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: Экономическая система; Экономические стимулы; Экономические институты.
Типы экономических систем: Традиционная; командная; рыночная; смешанная Общественные цели

ОБСУЖДЕНИЕ:
Предложите школьникам обсудить достоинства и недостатки каждого типа экономической системы. Разделите класс на три группы. Пусть каждая из групп будет защищать достоинства одного типа и указывать на недостатки двух других типов экономических систем. Сформулируйте вместе со школьниками несколько опорных вопросов для характеристики каждого типа. Например, могут быть предложены следующие вопросы:
  • Как данная экономическая система решает проблему социальной справедливости при распределении результатов труда?
  • Насколько данная система мобильна, способна к нововведениям?
  • Насколько эффективно расходуются производственные ресурсы?
  • Уверены ли люди в завтрашнем дне, в своей экономической безопасности?
  • Стабильны ли цены? (Список вопросов может быть продолжен самими учащимися).
В заключение обсуждения предложите школьникам из каждой группы сформулировать социальные цели, преследуемые каждой экономической системой, а также проанализировать, какие цели удается реализовать в рамках экономической системы, которую они "защищают", а какие остаются невыполненными. (Примерный список основных социальных целей может выглядеть следующим образом:
  • Экономическая свобода;
  • Экономическая эффективность;
  • Экономическое равенство;
  • Экономическая безопасность;
  • Полная занятость;
  • Стабильность цен;
  • Экономический рост и т.д.)

-


+